Блог Новиченко Татьяны Александровны Создан для педагогов, заботливых родителей и увлеченных детей.
Блог - призер (второе место) Всероссийского Фестиваля образовательных сайтов и блогов -2015 "Педагогическая планета"
понедельник
"Влияние театрализованной игры на формирование личностных качеств ребенка - дошкольника"
Важное
значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет
сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со
временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением
деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными
произведениями. Такие
игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но текст
используется здесь более свободно, чем в театрализованной игре; детей больше
увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых
ролей.
Таким
образом, именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на
котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра.
Оба вида игры
развиваются параллельно, но сюжетно - ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а
театрализованная у детей 6-7 лет.
Исследователи
отмечают близость сюжетно - ролевой игры и театрализованной игры.
В сюжетно-ролевой игре дети отражают
впечатления, полученные из жизни, а в театрализованной игре из готового
источника (литературно-художественного). В сюжетно - ролевой игре инициатива детей
направлена на создание сюжета, а в театрализованной - на выразительность разыгрываемых
ролей.
Деятельность детей в сюжетно-ролевой игре является ориентировочной и не может быть
представлена для показа зрителю, а в театрализованной игре действие может быть
показано зрителю: детям, родителям. Не секрет, что многие дети страдают от
неустойчивого внимания, испытывают трудности при ориентировке в пространстве, у
них недостаточно развита познавательная деятельность, наблюдается нарушение
грамматического строя речи,фонетико-фонематического
восприятия, незрелость эмоционально-волевой сферы.
недостаточность
недостаточность
Дети,
склонные к тормозным процессам, проявляют в игре робость, скованность, быструю
утомляемость. Детям с повышенной возбудимостью не хватает внимания,
сосредоточенности.
И, как
показывают практические наблюдения, особая роль в повышении умственной
активности, совершенствовании речевых навыков, развитии психических процессов,
повышении эмоциональной активности принадлежит театрализованным играм.
Для успешного
формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности
необходимо соблюдать ряд условий:
* приобщать
детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в
исполнении взрослых.
Чередование
просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям
осваивать законы жанра. Накопленные впечатления помогают им при разыгрывании
простейших ролей, постижении азов перевоплощения. Осваивая способы действий,
ребенок начинает все более свободно чувствовать себя в творческой игре.
* Педагог
должен осознанно выбирать художественное произведение для работы. Вначале
воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по
нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и
отдельных средств выразительности. Чем меньше ребенок, тем определеннее,
акцентирование должно быть чтение, направленное на артистичность, искренность и
неподдельность чувств педагога, являющихся для детей образцом эмоционального
отношения к тем или иным ситуациям.
* Огромную
роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации.
При
рассматривании иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу
эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинах. («Что с ним?
Почему он плачет?» и т. д. )
При
организации игр можно использовать фланелеграф (особенно на начальных этапах).
Так, особенно эффективно использовать фланелеграф для составления сезонных
сказок: например, на небе появилась тучка, из нее сыплются сестрички-снежинки,
они покрывают землю белым пушистым покрывалом. Можно использовать настольный
театр кукол, в котором четко фиксируются различные ситуации. Особенно много
сценок можно разыграть с куклами бибабо.
* Необходимо
предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве (в
сочинении, разыгрывании и оформлении своих авторских сюжетов).
* Учиться творчеству
можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.
Рекомендуемые
формы работы с родителями: проведение досугов, тематических вечеров «Любимые
сказки», «Театральные встречи», бесед, консультаций, домашнее сочинение сказок
и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов,
костюмов.
Социально-психологические
особенности детей дошкольного возраста включают стремление участвовать в
совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а так же время от времени
возникающую потребность в уединении. Поэтому в каждой возрастной группе должна
быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а так же «тихий уголок», в
котором ребенок может побыть один и «порепетировать» какую-либо роль перед
зеркалом или еще раз посмотреть иллюстрации и т. д. В группе для детей 2-4 лет
должен быть уголок ряженья и игрушки-животные для театрализации сказок. В
группе детей 5-7 лет более широко должны быть представлены виды театров, а так
же разнообразные материалы для изготовления атрибутов к спектаклям. В целях учета
поло-ролевых особенностей детей
оборудование
зоны для театрализованной деятельности должны отвечать интересам как мальчиков,
так и девочек.
Театрализованная
деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую
функцию.
Участвую в
театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками
событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может
быть разнообразной.
Воспитательное
значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения
детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки
сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры.
В
театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям
становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные
герои.
Полезно
использовать любые моменты в жизни группы для упражнений в различном
интонировании слов (радостно, удивленно, грустно, тихо, громко, быстро и т. д.
) Так у детей развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность
речи.
В
театрализованной игре дети имитируют движения персонажей, при этом
совершенствуется их координация, вырабатывается чувство ритма. А движения в
свою очередь повышают активность речедвигательного анализатора, «балансируют»
процессы возбуждения и торможения.
От игры к
игре нарастает активность детей, они запоминают текст, перевоплощаются, входят
в образ, овладевают средствами выразительности. Дети начинают чувствовать
ответственность за успех игры.
Итак,
театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на
ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип
обучения:
учить играя!
Все
вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
·
В процесс театрализованной игры расширяются и
углубляются знания детей об окружающем мире;
·
Развиваются психические процессы: внимание,
память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
·
Происходит развитие различных анализаторов;
·
Активизируется и совершенствуется словарный
запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи,
мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
·
Совершенствуется моторика, координация,
плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
·
Развивается эмоционально-волевая сфера;
·
Происходит коррекция поведения;
·
Развивается чувство коллективизма,
ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
·
Стимулируется развитие творческой, поисковой
активности, самостоятельности;
·
Участие в театрализованных играх доставляют
детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
Спасибо за внимание!
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
В Год Театра пусть дети больше играют в спектаклях! Это ведь здорово! И развивает мышление, память, умение общаться в коллективе.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ирина Михайловна! Да мы готовим сценки и спектакли и как же здорово, что это Год Театра, очень символично получилось))! Спасибо Большое!
УдалитьТатьяна Александровна, добрый вечер! Согласна, что через театрализованную деятельность, можно решать множество воспитательных и образовательных задач.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, благодарю!
Удалить