Мелкая
моторика — это точные согласованные мелкие движения кистями и пальцами рук и
ног. Согласованность этих движений достигается с помощью слаженной работы
зрительной, мышечной, нервной и костной систем. Т.е. если ребенок любит играть
с мелкими предметами, демонстрируя при этом точные движения пальцев и рук, то
это является хорошим показателем развития его сенсорики. А поскольку в головном
мозгу двигательные и артикуляционные центры расположены рядом, то влияние
моторики на становление речи очевидно: чем активнее малыш «работает»
пальчиками, играя, рисуя, завязывая, застегивая и т.д., тем быстрее он
заговорит.
Эта закономерность была выявлена еще в древности, и поэтому пальчиковые игры имели большую популярность в Китае и Японии. А советские ученые В.М. Бехтерев, В.А. Антакова-Фомина, В.А. Сухомлинский и другие, изучавшие взаимосвязь двигательных импульсов пальчиков и активности головного мозга, пришли к выводу, что различные осмысленные движения пальчиков служат стимулом для интеллектуального развития крохи, а также способствуют становлению речи, развитию наблюдательности, памяти, координации, внимания и творческого мышления.В настоящее время предлагается множество различных игрушек, направленных специально на развитие моторных функций кистей рук и пальчиков. Для младенцев и детей до года интересными станут погремушки из различных материалов: пластика, ткани и дерева, а также развивающие коврики и комплексы. Кстати, комплекс для тренировки пальчиков в виде доски (бизиборд) можно сделать и самим.
На поверхность гладкой досточки прикрепляются различные предметы: разноцветные планки, пуговицы, рычаги, выключатели, резинки, шнурки, веревочки, кнопки, цепочки, диски и т.д. — в общем, все то, что может заинтересовать кроху и побудить его покрутить эти предметы, пощелкать, потрогать. Такие развивающие центры знакомят малыша с новыми звуками, формами, материалами и дают отличный стимул для развития.
Эта закономерность была выявлена еще в древности, и поэтому пальчиковые игры имели большую популярность в Китае и Японии. А советские ученые В.М. Бехтерев, В.А. Антакова-Фомина, В.А. Сухомлинский и другие, изучавшие взаимосвязь двигательных импульсов пальчиков и активности головного мозга, пришли к выводу, что различные осмысленные движения пальчиков служат стимулом для интеллектуального развития крохи, а также способствуют становлению речи, развитию наблюдательности, памяти, координации, внимания и творческого мышления.В настоящее время предлагается множество различных игрушек, направленных специально на развитие моторных функций кистей рук и пальчиков. Для младенцев и детей до года интересными станут погремушки из различных материалов: пластика, ткани и дерева, а также развивающие коврики и комплексы. Кстати, комплекс для тренировки пальчиков в виде доски (бизиборд) можно сделать и самим.
На поверхность гладкой досточки прикрепляются различные предметы: разноцветные планки, пуговицы, рычаги, выключатели, резинки, шнурки, веревочки, кнопки, цепочки, диски и т.д. — в общем, все то, что может заинтересовать кроху и побудить его покрутить эти предметы, пощелкать, потрогать. Такие развивающие центры знакомят малыша с новыми звуками, формами, материалами и дают отличный стимул для развития.
После
года и примерно до достижения им возраста трех лет малыш с увлечением будет
играть в кубики, собирать конструкторы с крупными деталями, в том числе и
мягкие, и магнитные.
Также в дело пойдут и мозаики с небольшим количеством пазлов, и шнуровки, и лабиринты-серпантинки, и пластилин — в общем, стоит предложить малышу все то, что стимулирует двигательную активность пальцев и общее развитие интеллекта. Еще наши детки очень любят играть с бельевыми прищепками, кстати, эту игру мы сделали сами и она не только на развитие мелкой моторики рук , но еще на цветовосприятие. Нашли красивые картинки (солнышка, цыплёнка, ягодки, тучки, и т.д.) распечатали их на цветном принтере, за ламинировали и запаслись прищепками. Спросите ребенка, чего не хватает? Правильный ответ — солнышку не хватает лучиков. Тут на помощь и придут прищепки: кроха должен попытаться самостоятельно прицепить на солнышко пять-шесть «лучиков». Мои малыши часами могут играть в эту игру, подбирают как прищепки разных цветов, так и одного цвета.
Также в дело пойдут и мозаики с небольшим количеством пазлов, и шнуровки, и лабиринты-серпантинки, и пластилин — в общем, стоит предложить малышу все то, что стимулирует двигательную активность пальцев и общее развитие интеллекта. Еще наши детки очень любят играть с бельевыми прищепками, кстати, эту игру мы сделали сами и она не только на развитие мелкой моторики рук , но еще на цветовосприятие. Нашли красивые картинки (солнышка, цыплёнка, ягодки, тучки, и т.д.) распечатали их на цветном принтере, за ламинировали и запаслись прищепками. Спросите ребенка, чего не хватает? Правильный ответ — солнышку не хватает лучиков. Тут на помощь и придут прищепки: кроха должен попытаться самостоятельно прицепить на солнышко пять-шесть «лучиков». Мои малыши часами могут играть в эту игру, подбирают как прищепки разных цветов, так и одного цвета.
Кроме
этого, можно потренировать моторику с помощью круп и фасоли: на дно миски
кладется небольшая игрушка и засыпается колотым горохом, фасолью или крупой
(рис, гречка, перловка). Дети, как правило, с удовольствием перебирают ее
пальчиками в поисках закопанного «клада» и радуются найденной вещи.
Игры
с пуговицами, различными по размеру, форме, цвету, материалу тоже являются
прекрасным упражнением для развития мелкой моторики. Для начала можно
предложить ребенку просто погрузить ручки в емкость с пуговицами и пошевелить
пальцами, перебирая их. Затем, не вынимая рук, попробуйте «перетереть» пуговицы
в ладошках, а потом — пересыпать их из одной ладони в другую. Постепенно можно
усложнять задания: выкладывать пуговицами узоры или рисунок по контуру;
распределять их по цвету, материалу, количеству отверстий и т.д. При этом
необходимо комментировать свои действия и описывать свойства предметов: «Давай
соберем все желтые пуговички. Смотри, вот эта — большая, а эта — маленькая. Эта
— красная, а нам нужны желтые. Давай посчитаем, сколько пуговиц мы собрали?»
Бусы,
особенно длинные, также помогут в развитии чувствительности пальчиков. Можно
просто перебирать бусины, называя их свойства: круглая, большая, холодная,
гладкая, белая; можно потренировать счет; можно выложить из бус контур предмета
(например, змею) и попросить угадать, что у вас получилось. Кстати, отдельные
бусины, как и пуговицы, можно нанизывать на веревочку — это тоже станет
отличным упражнением для развития координации движений.Развитие
мелкой моторики полезно в любом возрасте, поэтому не стоит прекращать занятия
по достижении малышом, например, пяти или семи лет. Тренировка рук и пальцев в
дошкольном, а потом и в школьном возрасте положительно скажется на успеваемости
ребенка и его общем развитии, поэтому просто подбирайте занятия, подходящие ему
по годам и уровню сложности, и продолжайте тренироваться.
А какие игры и упражнения для развития мелкой моторики используете вы? Надеюсь, вы поделитесь своим опытом и оставите комментарий!?))
Татьяна Александровна добрый день!Вы затронули самую актуальную тему в развитии детей.Вы лучший воспитатель, о котором только можно было мечтать.У Вас очень хороший блог . Посмотрите, сколько у Вас фотоальбомов с вашими детками.Это говорит о любви к детям!Успехов Вам в любимой работе!!!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте,Анна Сергеевна! Мне очень приятно и ценно ваше мнение, не только о моей работе, но и о моем блоге! Спасибо Вам большое!
ОтветитьУдалить