Блог - призер (второе место) Всероссийского Фестиваля образовательных сайтов и блогов -2015 "Педагогическая планета"

вторник

Русские народные игры для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

«Ворон» 

Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)

Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг. 

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
«Теремок»

Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов. 

Ход игры:

Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.
Стоит в поле теремок, теремок.  Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок.      кругу и поют.
Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.
У дверей остановилась и стучит:  Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт?     Мышка стучит, поёт,
Кто, кто в не высоком живёт?»     вбегает в круг.

Стоит в поле теремок, теремок.   Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок.        кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит,      Лягушка прыгает за кругом.
У дверей остановилась и стучит:   Дети останавливаются.
 «Кто, кто в теремочке живёт?  Лягушка стучит и поёт.
Кто, кто в не высоком живёт?»

Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»
Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»
Мышка. «Иди ко мне жить!»

Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.
«Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
 «Сова»
Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать  выдержку, внимание. Проявлять творчество.


Ход игры:

Один из играющих изображает «сову», остальные  –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!»  Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты, совушка - сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши  мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
«Солнце»

Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.

Ход игры:

Дети стоят по кругу. В центре «солнце» - ребёнок.

Гори солнце ярче,             - Дети ходят
Лето будет жарче.         - по кругу.
Я зима теплее,                 - Идут в центр.
А весна милее                   - Из центра обратно.
А зима теплее,                 - В центр.
А весна милее.                  - Обратно.

После слов «солнце» (ловишка) ловит детей.

 «Медведь»

Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.

Ход игры:

Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:

У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.

Медведь встает и начинает гоняться за детьми.

«Угадай, кто зовёт?»

Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его. 

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».
Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к тебе пришли,
Мы к тебе пришли, медку принесли.
«Медведь» ходит вперевалочку.

Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду.

Медведь, медведь, получай-ка мёд,
Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт?
«Медведь» кушает мед.

Медведь закрывает глаза. Взрослый  предлагает  (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
 «Баба - Яга»

Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.

Ход игры:

Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:

Баба-Яга, костяная нога,,             - Дети ходят
С печки упала, ногу сломала.         - по кругу.
Пошла в огород, испугала народ.  - Идут в центр.
Побежала в баньку,                   - Из круга обратно.
Испугала зайку.                

После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.

 «Кто у нас хороший?»

Цель: закреплять спокойный шаг, умение двигаться галопом по кругу, использовать знакомые плясовые движения.

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре «Ванечка». Дети идут по кругу и поют народную песню:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Ванечка хороший,
Ванечка пригожий.

Ванечка выполняет пружинку с поворотом.
На коня садится –
Конь завеселится.
Плеточкой помашет –
Конь под ним запляшет.

Машет плеточкой, ходит высоко поднимая ноги.
Мимо сада едет –
Садик зеленеет,
Цветы расцветают,
Пташки распевают.

Двигается по кругу галопом.
К дому подъезжает,
Со коня слезает,
Со коня слезает –
Олечка встречает.
Выбирает девочку.

Пляшут Ванечка с девочкой. Остальные дети хлопают в ладоши.  
 «Две тетери»

Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук. 

Ход игры:

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».
Дети идут по кругу и поют:

Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу..

Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:

Прилетели две тетери,
Поклевали   -  Тетери клюют
Улетели … -   Улетают.
Ш-ш-ш-ш   - 
Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев.
«Охотник» догоняет «тетерев».


«Жучки»

Цель:


Ход игры:

Дети – «жучки» стоят по кругу (врассыпную). В центре водящий – взрослый или ребенок.  Водящий поет:

По дороге жук, жук,
По дороге черный,
Посмотрите на него –
Вот какой проворный.

Дети бегут на носочках.
«Жуки»  летают.
Он на спинку упал,
Лапками задрыгал,
Крылышками замахал,
Весело запрыгал.

Дети ложатся на спину и перебирают в воздухе ногами и руками – «жучки» барахтаются.
По дороге жук, жук,
По дороге черный,
Посмотрите на него –
Вот какой проворный
«Жуки» летают.

С окончанием песни взрослый, «ловит» жучков. Если «ловишка» ребенок,  ему  напоминают: «Оленька, лови жучков».


«Васька - кот»

Цель:

Ход игры:

Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.

Ходит Васька серенький,
Хвост пушистый беленький,
Ходит Васька  кот.

Дети идут по кругу вправо.
Васька – влево.
Сядет, умывается,
Лапкой умывается,
Песенки поет.

Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. С окончанием куплета расширяют круг.
Дом неслышно обойдет,
Притаится Васька кот,
Серых мышек ждет.
Дети идут вправо, кот – влево.

Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.

«Подними ладошки»

Цель: развивать умение выполнять движения по тексту песни, передавать выразительные движения для рук; воспитывать внимание.

Ход игры:

Дети стоят по кругу и поют:

Подними ладошки выше
И сложи над головой.
Что вышло?
Вышла крыша,
А под крышей мы с тобой!

Дети складывают руки над головой.
Подними ладошки выше
А потом сложи дугой.
Кто же вышел?
Вышли гуси – вот один, а второй другой.

Дети сгибают руки в локтях перед собой, поочередно опуская кисти рук.
Подними ладошки выше
И сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик,
Мостик крепкий и прямой.
Дети складывают руки перед собой одна на другую «полоской».

 

«У тетушки Натальи»

Цель: закрепить умение выполнять движения по тексту песни. Выразительно передавать музыкально – игровые образы.


Ход игры:

У тетушки Натальи
Было семь цыплят            2 раза
Пи-пи, пи-пи-пи!
Так они кричат.               2 раза
Дети идут по кругу.

Присаживаются, сжимаясь в комочек, головки поднимают вверх.

У тетушки Натальи
Было семь утят               2 раза

Кря-кря, кря-кря-кря!
Так они кричат.               2 раза

Дети удит по кругу.

Руку отводят назад, трясут ими как крылышками, слегка наклоняя корпус вперед.

У тетушки Натальи
Было семь гусят              2 раза

Га-га, га-га-га!
Так они кричат.               2 раза
Дети идут по кругу.

Стоя на месте лицом в круг, показывают с помощью кистей рук «клювики»

У тетушки Натальи
Было семь котят            2 раза

Мяу-мяу, мяу-мяу-мяу!
Так они кричат.               2 раза
Дети идут по кругу.
Переступая пружинно с ноги на ногу, дети вытягивают вперед то одну, то другую руку, изображая мягкие лапки.

У тетушки Натальи
Было семь козлят            2 раза

Бе-бе,бе-бе-бе!
Так они кричат.               2 раза
Стоя лицом в круг, изображают рожки (указательные пальцы обеих рук подносят к голове)

У тетушки Натальи
Было семь щенят            2 раза

Гав-гав, гав-гав-гав!
Так они кричат.               2 раза
Руками показывают возле головы «ушки».

У тетушки Натальи
Было семь внучат            2 раза

Ля-ля, ля-ля-ля!
Так они кричат.               2 раза
Дети хлопают в ладоши.


«Скок - поскок»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.

Ход игры:


Скок – скок, поскок,
Молодой дроздок.

Продвигаются вперед прыжками.
По водичку пошел,
Молодичку нашел.

Идут мягким шагом.
Молодиченька
Невеличенька.

Сужают круг.
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Присаживаются. Расширяют круг бодрым шагом.



Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».
«Зайка»

Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2-х ногах, легко, стремительно бегать.


Ход игры:


Зайка беленький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.

Сидят.
«Ушки»
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп – 2 раза
Надо лапочки погреть.



Стоят, хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять,
Надо Зайке поскакать
Скок, скок, скок, скок
Надо Зайке поскакать.

Прыгают на двух ногах.

Взрослый: Зайку кто-то испугал.

 Дети убегают на места.

«Гуси, вы гуси»

Цель:


Ход игры:

Дети делятся на две группы: дети и «гуси». Они стоят шеренгами лицом друг к другу.
«Волк» и «гусенок» следят в стороне.

Дети
Гуси, вы гуси,
Серые гуси.
Идут к гусям – 4 шага.
Отходят назад – 4 шага
Гуси
Га-га-га, га-га-га.
Га-га-га, га-га-га.
Идут к детям – 4 шага
Идут обратно – 4 шага
Дети
Где вы бывали,
Кого вы видали?
Идут вперед,
Идут назад
Гуси
Га-га-га, га-га-га.
Га-га-га, га-га-га.
Идут вперед,
Идут назад
Дети
Мы видали волка,
Он нес гусенка.
Идут вперед «Волк с гусенком» пробегают мимо детей. Идут назад.
Гуси
Га-га-га, га-га-га.
Га-га-га, га-га-га.
Идут вперед,
Идут назад
Дети
Щиплите вы волка,
Спасайте гусенка.
Идут вперед,
Идут назад
Гуси
Га-га-га, га-га-га.
Га-га-га, га-га-га.
Повторяют движения детей

С окончанием песни «Гуси» бегут за «волком» и выручают «гусенка».
«Курочки и петушок»

Цель:

Ход игры:


Курочки:
Как у наших у ворот
Петух зернышки клюёт – 2 раза
К себе курочек зовет.

       «Петушок» выходит из дома, помахивая «крыльями» - руками ходит по залу, затем останавливается (нашел зернышко) и говорит:

Петушок:
Вы пеструшечки, вы хохлушечки,
Я нашел для вас орех,
Разделю орех на всех
По крупиночке, по восьминочке.
Ку-ка-ре-ку!
       «Курочки» помахивая «крыльями» легко на носочках бегут к «петушку» и бегают вокруг него. Затем все приседают и сложив руки (ладошки) «клюют» зернышки. «Петушок» встает и кричит:

Петушок:
«Ку-ка-ре-ку!»

Курочки встают и вместе с петушком уходят домой. С окончанием музыки садятся на насест.


«Угадай, кто зовёт?»

Цель: учить ходить спокойным шагом по кругу, выразительно передавать игровой образ. Развивать тембровый слух. 

Ход игры:

Дети стоят в кругу. В центре водящий «медведь». Дети идут по кругу и поют:

Медведь, медведь, мы к тебе пришли.
Мы к тебе пришли, медку принесли.
«Медведь» ходит  вперевалочку.

     Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают «медведю» меду:

Медведь, медведь, получай-ка мед,
Получай-ка мед, угадай, кто зовет?

«Медведь кушает мед».

«Медведь» закрывает глаза.
Взрослый предлагает (показывает) кому-нибудь из детей позвать «медведя». Ребенок, кого выбрали, говорит: Медведь!
«Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
  


Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий